Записки самарского обывателя
Жизнь в Самаре
Главная > 2007 > Останутся ли в Самаре «сезонки»?

 

 

Останутся ли в Самаре «сезонки»?

7 ноября 2007 года

Останутся ли в Самаре «сезонки»?

    Опубликовано постановление Главы г. о. Самары от 31.10.2007 «О внедрении в городском округе Самара автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте». В нём говорится о внедрении с 1 июля 2008 года электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте с помощью электронной пластиковой карточки через электронные терминалы, которыми будут оборудованы все виды наземного общественного транспорта (как в метро). В постановлении упоминаются: «Социальная карта» (для лиц, осуществляющих проезд в городском пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам и долгосрочным проездным билетам) и «Транспортная карта» (для иных лиц). Вот этот параграф заставил меня задуматься.

    С «социальной картой» для пенсионеров понятно то, что она заменит «социальную сезонку», но непонятно, будет ли она оплачиваться как сейчас, то есть в виде перечисления её стоимости пенсионеру вместе с пенсией с возможностью выбора, приобрести «сезонку»/карту или взять деньги. Непонятно это и в связи со следующим сообщением: «И платить за проезд быстрее: вставляешь электронный проездной в операционное окно терминала, устройство снимает со счета стоимость проезда, выдает чек, и можно спокойно ехать по своим делам».

    Это, конечно, интерпретация журналистами того, как работает система, но вдруг и правда с карточки будут снимать стоимость проезда, а не просто отмечать, что владелец социальной карты воспользовался общественным транспортом N-ое количество раз (для статистики и возмещения ущерба). Ущерб, правда, тоже понятие сложное. Разве сейчас федеральный центр или областные власти возмещают (помимо перечислений на социальную «сезонку») «ущерб» от её использования?

    Но ещё больше насторожило меня упоминание о «долгосрочных проездных документах» и «для иных лиц». Правильно ли я понял, что те, кто сейчас покупают «сезонки», смогут получить что-то, типа того же, но в пластиковой форме с фотографией? Или «социальная карта для граждан, осуществляющих проезд по долгосрочным проездным документам» относится только к школьникам и студентам, а гражданские «сезонки» — это «транспортные карты для иных лиц»? Если второе, то означает ли это, что «сезонкам» приходит конец и мне дадут карту, с которой будут списывать деньги за каждый случай пользования общественным транспортом? Или будет сниматься только определённая «месячная» сумма?

    С электронной системой в России, не всё так просто и без нюансов по поводу того, кто и как платит. Техническая сторона этого благого начинания — подводный камень, который виден, но капитаны предпочитают сажать корабли на мель. Кто пользовался общественным транспортом на загруженных маршрутах в Москве, знает о чём речь.

    Речь о том, что, в России, общественным транспортом, не смотря на растущую долю частного автотранспорта и обилие «маршруток», пользуется огромное количество народу. Этому народу придётся стоять в очереди в одну дверь, чтобы пройти через турникет. Ведь турникет, одновременно, может «обработать» только одну карточку и пропустить только одного пассажира. Остальные будут стоять в линейку под дождём и снегом. Пассажиры внутри — будут замерзать из-за открытых долгое время дверей. Тепло будет отапливать улицу (как всегда в России). А время следования по маршруту увеличится из-за увеличенных остановок. Кроме того, через турникет будет сложнее протиснуться полным пассажирам и пассажирам с багажом.

    Турникеты и электронные терминалы хороши только тогда, когда в общественном транспорте ездит малое количество пассажиров, либо когда посадка организована вне самого транспортного средства. Поясню последнее.

    В бразильской Куритибе уже давно действует система огороженных остановок автобусов (а также выделенных полос на дорогах и использования именно длинных автобусов), когда пассажиры проходят на остановку через турникет и только потом могут попасть в автобус. Таким образом, посадка в сам автобус не растягивается.

    Это как в метро, когда вы вносите деньги в турникет в одном месте, а садитесь уже на станции. Кто был в Стамбуле, видел такое при посадке в стамбульский трамвай, вход на остановки которого (а не в вагоны) оборудован турникетами.

    Ещё один вопрос снова возвращает нас к финансам.

    Понятно, что разовые инвестиции в турникеты и банкоматы могут покрыть постоянные затраты на оплату труда кондукторов. Но ведь (особенно у нас) все затраты всё равно переложат на обывателей.

    То есть за установку технических средств сразу возьмут с пассажиров. Как? Способов много: от увеличения стоимости проезда до отмены гражданских «сезонок»/карт, что приведёт к полной оплате проезда гражданами, которые сейчас могут ездить за 450 рублей в месяц. Лучше бы работали на отмену многочисленных льгот вполне обеспеченным категориям граждан.

    Также предложено использовать проездные карты в качестве банковских. Это сколько городская администрация получит на «откатах» от банков, желающих принять участие в проекте?

    А ведь могут быть и разные «скрытые» комиссии за любые операции по карте. И только въедливые и «продвинутые» смогут до конца разобраться во всех тонкостях. А бабулькам, с грехом пополам, научиться бы их втыкать в нужную дырку в турникете и нужной стороной.

    Да и вообще: не будет ли «привязка» к одному банку являться нарушением антимонопольного законодательства и права потребителей на выбор финансового учреждения?

    В общем, маленький текст постановления рождает, пока, только множество вопросов и грустно-тревожные ожидания. К тому же, внедрять планируется в срочно-обязательном порядке, без экспериментальной обкатки системы. А что? Не получится, так установят что-то другое. Денег-то в стране куры не клюют.

    Увы, но ничего хорошего от властей в России ожидать не следует, как показывает горький исторический опыт. А даже хорошее по сути всегда превращается в говно на практике.

    Новое в блоге:

 


Комментарии

rootaria // 7 Ноябрь, 2007 в 6:39
Так что мешает использовать того же кондуктора, как сделано, по-моему в Челябинске?
У кондуктора считывающий терминал, ему же производится оплата.
В случае бескондукторного обслуживания мы трамваи, троллейбусы и автобусы просто не соберем. Уровень вандализма будет ужасающий.
В Нижнем Новгороде в 90е во вторых вагонах трамваев жгли костры, например.

andyash // 7 Ноябрь, 2007 в 10:29
Спрашивается, зачем тратить средства на техническое перевооружение, но при этом оставлять кондукторов. Вот такой шаг является уж точно совершенно невыгодным с экономической точки зрения.

andyash // 9 Ноябрь, 2007 в 12:08
И потом, если сейчас можно показать сезонку кондуктору издалека, то представляете, что было бы, если “оборудовать” кондукторов электронными терминалами? Да они бы тогда протискивались к каждому пассажиру, сделав проезд абсолютно невыносимым. Кондукторы-то у нас почти все полные.

Архив:

Рекомендую:

О блоге:

Соцсети:

 


Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru

Продающие страницы — Land-Page.ru

Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.