Записки самарского обывателя
Жизнь в Самаре
Главная > 2007 > Снова про «сезонки» и проезд

 

 

Снова про «сезонки» и проезд

22 ноября 2007 года

Снова про «сезонки» и проезд

    Снова приходится писать о нововведениях в системе оплаты проезда в городском общественном транспорте Самары, которые намечено внедрить к середине следующего года. Прошла пресс-конференция г-на Графского, который у нас заправляет городским транспортом. Отчёты можно почитать на samru.ru, 63.ru и «СамараБизнесКонсалтинге».

    На эту тему я уже писал пространный пост ранее, когда только вышло постановление Тархова. Но в информации о пресс-конференции Графского появились некоторые дополнительные моменты, которые мне хотелось бы прокомментировать.

    Во-первых, поскольку ничего о судьбе обычной гражданской «сезонки» не сказано, я полагаю, что её судьба решена отрицательно. Снова было сказано о социальных проездных билетах, которые будут выдаваться, поимённо, школьникам, студентам и пенсионерам (а, возможно, и другим льготникам) через органы народного образования и социальной защиты. Про остальные категории граждан — ничего не сказано. Кроме «списания с карточки стоимости проезда — 9 рублей» и «возможного введения позонного проезда, когда с карточки при входе снимается полная стоимость проезда, а при выходе на карточку возвращается часть этой суммы, если пассажир проехал всего несколько остановок».

    Из первого я понимаю, что гражданских «сезонок» не будет. То есть граждане, которые сейчас ещё решаются кредитовать городской транспорт в авансовом режиме, будут вынуждены резко увеличить долю отчислений на поездки в городском транспорте из своего семейного бюджета. Редким везунчикам, которые работают недалеко от места жительства, можно будет укрепить своё здоровье пешими прогулками. Остальному большинству — придётся свести поездки на городском транспорте до минимума.

    Также те, кто, хотя бы в дневное время, предпочитали из-за «сезонки» дожидаться автобусов, сейчас понесут свои деньги частным извозчикам, миниавтобусы которых курсируют гораздо чаще, с гораздо более продолжительным рабочим днём и с большими шансами на сидячую поездку. В результате, городские автопарки, по-прежнему, будут «недобирать».

    Из второго я ничего не понимаю. При зонировании, граждане заранее приобретают билеты, дающие право на поездку внутри одной зоны, либо на поездки в границах двух зон, либо на поездки внутри трёх зон и так далее.

    Судя по цитате, в Самаре планируется сделать двухразовую «прикладку» к кард-ридеру. Как мы будем «прикладываться» дважды, если вход в автобусы без кондукторов будет осуществляться в передние двери, а выход — в задние? Или мы насоздаём очередь не только с улицы, но и из салона? Особенно это «удобно» при традиционной «забитости» этих самых салонов и малой вместительности автобусов, которые Тархов с Графским и Ко «навтюхали» городу.

    По поводу двойного контроля при зонировании, следует отметить ещё один момент. Снова цитата: «Как пояснил руководитель департамента транспорта Валерий Графский, при первом считывании списывается полная сумма проезда, при выходе возвращается остаток средств, если полную сумму проезда пассажир не израсходовал». Давайте разберёмся.

    Первый вариант: мы платим 9 рублей, потом часть суммы возвращается. Получается, поездка (как я понимаю), в пределах одной зоны, будет стоить меньше 9 рублей.

    Другой вариант: мы платим стоимость проезда по максимуму (на все зоны), а потом нам возвращается сумма проезда через непересечённые зоны.

    Третий вариант: мы платим 9 рублей, а потом с карточки списываются дополнительные деньги за дополнительные зоны.

    Какой вариант предлагает г-н Графский? Какова будет стоимость проезда внутри одной зоны? Как можно поделить город, вытянутый по одной оси, а не сферический (как Лондон, где применяется зонирование при поездках в метро), чтобы проезд оплачивался справедливо? Что делать, если надо проехать всего несколько остановок, но они находятся в разных зонах? Идти половину пути пешком до начала другой зоны, чтобы платить меньше?

    И последнее: если считывать информацию с карточки будет кондуктор, он будет повторно «утрамбовывать» пассажиров, чтобы по второму разу «отвалидировать» карточку, или во второй раз уже заботой пассажира будет протискиваться к кондуктору, чтобы вернуть часть проезда?

    Теперь о кондукторах и финансах.

    Непонятно, зачем тратить деньги на введение автоматизированной системы, но при этом оставлять кондукторов и платить им зарплату? Сказано, что установку и обслуживание электронных систем оплатит установщик (Центр финансовых технологий), который получит 7-8% от выручки за пополнение карточек. Якобы, этот центр имеет богатый опыт по внедрению подобного оборудования в других городах. Но, почему-то, в разделе «Опыт сотрудничества» на сайте ЦФТ ничего не сказано об опыте сотрудничества с транспортными и муниципальными организациями.

    Также ничего не говорится о том, проводился ли открытый конкурс на определение подрядчика городской администрации, который должен выполнить внедренческие работы. Ведь сейчас всё делается исключительно через открытые тендеры. Даже тетрадки для ВУЗов закупают только через конкурс (хотя бы, «липовый»).

    Следующий вопрос.

    На протяжении какого периода Центр финансовых технологий собирается получать проценты за обслуживание проекта? Я так понимаю, что эта организация будет, фактически, владельцем банкоматов и прочего оборудования. Получается, что проценты будут браться на протяжении бесконечного периода. О каком увеличении выручки транспортных компаний может идти речь, если от четверти до половины того, что, как декларируется, смогут получать транспортники сверх нынешнего уровня доходов, пойдёт сторонней организации?

    Наконец, некий г-н Пилецкий, комментируя новость, проявил недюжинный идеализм для жителя России: «Очень хотелось бы, чтобы в Самаре делалось всё для удобства пассажиров. Наверняка, многие горожане оценят такой сервис, как билет с правом пересадки или билет на сутки, когда платишь один раз и ездишь весь день. Если эта система будет развиваться в таком направлении, думаю, пассажиры останутся довольны».

    Нам тоже хотелось бы быть охваченными этими удобствами. Но отсутствие гражданской «сезонки» никоим образом не подпадает под понятие «удобства». По крайней мере, в условиях нынешнего уровня зарплат. Хорошо ещё, что он добавил «если…». Вот именно, что, если…

    В США, например, есть и билет с правом пересадки (доплачиваешь к стоимости одного билета от 10 до 25% и получаешь право один раз пересесть на другой автобус в течение трёх часов, если до конечного пункта твоей поездки не идёт один автобус), и билеты на неограниченное количество поездок в течение 1, 3, 5, 7 дней. Но там же есть и месячные «сезонки» для обычных граждан, которые, пока ещё, выбирают городской общественный транспорт.

    В общем, вопросы остаются. Нововведения никогда в России не отличались дружелюбностью и удобством для обывателей. Ничего приятного и более удобного ожидать, пока, не приходится.

    Новое в блоге:

 


Комментарии

Архив:

Рекомендую:

О блоге:

Соцсети:

 


Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru

Продающие страницы — Land-Page.ru

Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.