Записки самарского обывателя
Жизнь в Самаре
Главная > 2008 > Прогулка по льду

 

 

Прогулка по льду через Волгу

12 января 2008 года

Прогулка по льду через Волгу

    Вчера сходил я за Волгу. Это была далеко не первая моя прогулка по волжскому льду. Но на этот раз я дошёл аж до Рождествено, по которому немного погулял. Прогулка, конечно, была в компании с моим «Samsung GX-10», который работал при морозе в 20-25 градусов.

    Изображение недоступно

    Переход начинается от Маяковского спуска прямо под цирком. Обычно, дорога идёт под углом к правому берегу. В этом же году, дорога сначала идёт прямо, а потом сворачивает под углом. Но конечная точка находится всё в том же месте: около какого-то знака на столбе.

    По дороге ездят автомобили, на которых можно за деньги доехать в ту или иную сторону. Есть и дяденька на санях для тех, кому хочется экзотики: по Волге со звоном колокольчика. Судна на воздушной подушке курсируют от района Речного вокзала и по руслу Воложки.

    Слева от накатанной дороги имеются полыньи, от которых поднимается пар. При определённом взгляде и игре света может создаться впечатление, как-будто над Волгой поднимается снежная буря.

    Изображение недоступно

    Ветра я не почувствовал. Однако лицо заметно обледеневало на пути к правому берегу. Но стоило войти в лесок (равно, как и на обратном пути через Волгу), как леденящие ощущения исчезали.

    Зимняя дорога через Волгу идёт мимо деревьев, которые красиво смотрятся на фоне голубого неба, петляет через два мостика и выходит к Воложке правее причала у Рождествено прямо к одной из центральных улиц села.

    Изображение недоступно

    Во время прогулки, я посмотрел на храм Рождества (построен в 1843 году). Храм, очевидно, восстанавливается, так как стены оштукатурены, но пока не выкрашены.

    Изображение недоступно

    Недалеко от храма, находится комплекс построек. В одноэтажных (которые, скорее всего, выполняли роль служебных) кто-то живёт. По крайней мере, на веревке было развешано бельё. А вот трёхэтажный кирпичный дом стоит пустой и постепенно разрушается. Насколько я понимаю, это господский дом усадьбы Е. В. Новосильцевой.

    Здание представляет собой достаточно типичный образец провинциальной усадебной архитектуры. Верхний этаж выполнен в виде мезонина, выходящего на четыре стороны с балконами по двум сторонам. Балконы, впрочем, почти обрушились. А ещё, говорят, что в доме обитают привидения. Ну, почему бы не восстановить его и устроить музей с дополнительной «перчинкой» в виде рассказов о привидениях? Чем хуже английских замков, на привидениях которых зарабатываются вполне приличные деньги? Но наша широкая русская душа не может так жестоко эксплуатировать бедные создания. Зато мы можем позволить их обиталищу совсем рухнуть, сделав привидения бездомными.

    Следующая интересная постройка расположена дальше церкви. Это комплекс ныне пожарной части. Комплекс представляет собой краснокирпичные здания бывших каретников и конюшни. Сохранились старинные металлические, в сочетании с деревом, ворота каретников. Помещения конюшен были рассчитаны для содержания 24-25 лошадей. На территории пожарного депо имеется деревянная пожарная вышка постройки 50-х гг. XX века. Восьмиярусная вышка функционирует до сих пор, однако производит аварийное впечатление.

    Далее располагается водонапорная башня со зданиями мастерских. Башня построена в 1860 году из красного кирпича в стиле «крепостной» архитектуры с элементами готики и романики. Башня имеет три вертикальных яруса: два каменных с резными и фигурными деталями, а третий — деревянная срубовая надстройка.

    Удивляет ощущение необыкновенной прочности стен башни. Если не обращать внимание на несколько обрушающиеся края фигурной кладки на самом верху каменной части, а также наспех заложенные тем же красным кирпичом окна, стены создают впечатление основательности и прочности.

    Некоторые связывают необычную архитектуру башни с тем, что она, якобы, была построена во времена булгарских поселений X-XIII веков, на что указывает сходство с мечетями Волжской Булгарии. Однако, я бы не стал настолько «приращивать» возраст здания. Архитектурные мотивы мотивами, но башня не «тянет» на десятивековую.

    Здания мастерских пустуют. Перекрытия в самой башне тоже обрушены, насколько это можно наблюдать через окна. Лишь в угловом помещении мастерских работает некий магазин «Память». Наверное, там продают товары для похорон, судя по названию.

    За зданиями мастерских располагается добротный краснокирпичный дом, в котором ранее находилась «обжорка», а ныне — техникум. В плане, дом имеет сложную форму в два этажа.

    В XIX веке это здание являлось общественным центром села. Название связано с размещением в здании обеденного стола для малоимущих граждан, где предоставлялись бесплатные обеды.

    О других исторических сооружениях Рождествено можно прочитать в пояснениях к карте Самарской Луки, о которой я уже писал.

    Отправившись в обратный путь, я почувствовал уже усталость в ногах. Но она действительно нагнала меня по дороге через зимнюю Волгу и подъёме к цирку. Хорошо прогулялся, словно в тренажёрном зале тренировался или ездил несколько часов на велосипеде по пересечённой местности. Да и фотоаппарат стал покрываться морозной пеленой каждый раз, как я доставал его и обдавал своим дыханием. Я даже испугался, но он в порядке вроде бы.

    Прогулка удалась. Не просто через Волгу сходил, но ещё и впервые увидел памятники культуры и архитектуры села Рождествено. Жалко, что господский дом пустует, как пустуют башня и здания мастерских. Снова остаётся посетовать на то, что в России либо не ценится то, чем мы богаты, либо не доходят руки и мысли, которые могли бы восстановить и дать вторую жизнь прекрасным зданиям.

    Новое в блоге:

 


Комментарии:

Архив:

Рекомендую:

О блоге:

Соцсети:

 


Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru

Продающие страницы — Land-Page.ru

Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.