Записки самарского обывателя
Жизнь в Самаре
Главная > 2008 > Субботние ссылки: подземная Самара

 

 

Субботние ссылки: подземная Самара

19 января 2008 года

Субботние ссылки: подземная Самара

    Рылся я сейчас в Интернете и накопал ряд очень интересных объектов. Точнее, раскопали их давно, затем другие люди их заново «откопали» и разместили много интересной, даже захватывающей, информации (с фотосопровождением) в сети.

    Речь идёт о подземных сооружениях в Самаре. Тема не нова, а кому-то уже успела набить оскомину. Всем известно о существовании так называемого «Бункера Сталина» под зданием Академии культуры и искусств на площади Чапаева. Вход в часть его помещений открыт, хотя и затруднён нерегулярностью и групповым характером экскурсий. Известен также так называемый «Бункер Берии» или бункер для дипломатов под Хлебной площадью. Наконец, известен бункер для военных под военным санаторием. Ещё известно о разветвлённой системе подземелий военного и частно-купеческого характера практически под всем историческим центром города. Диггеры «открыли» даже тоннель самарского секретного метро, который идёт от бункера под Хлебной площадью до Красной Глинки. Обо всём этом и многом другом можно почитать живые отчёты с фотоматериалами, перейдя по данной ссылке. Большая часть материалов составлена на основе диггерских экспедиций конца 90-х – начала 2000-х годов. На некоторых фотографиях даже можно увидеть то, чего уже никогда не увидишь – например, вид со двора на здание по улице Куйбышева, которое было снесено и перестроено под магазин СУМ.

    Я вот что думаю. Почему всё богатство подземного мира Самары оставлено гнить и захламляться, а также служить источником опасности для мальчишек? Возможно, я не понимаю глубокой стратегической задумки. Возможно, никакой задумки нет, а есть отсутствие благоустроительной жилки, помноженной на наличие средств. Но мне рисуется вполне радужная картина создания уникальнейшего (если можно слово «уникальный» возводить в превосходную степень) туристического объекта «Подземная Самара».

    Военные давно забросили большинство этих объектов. По крайней мере, может сложиться такое впечатление по фотографиям и отчётам диггеров. Конечно, в случае необходимости военные могли бы себе там что-нибудь восстановить и не думать о том, что всё секретное уже давно осмотрено туристами со всех стран. Конечно, военным и руководству не хотелось бы, наверное, полностью рассекречивать что-то, что могло бы ответить на вопросы типа, был ли тоннель под Волгой от Красной Глинки в Жигули, какие ещё подземелья сокрыты в наших недрах, какие ещё метротоннели соединяют эти подземелья.

    Почему бы не расчистить бункеры и тоннели, не откачать воду, не устроить входы, лестницы, лифты, не отреставрировать и укрепить эти сооружения, не восстановить коммуникации (типа электричества, для начала), не подготовить путеводители и сувенирные материалы? Почему бы не организовать музей, посещение которого оставило бы неизгладимое впечатление на посетителей уже одними своими масштабами? Почему бы не сделать так, что людям не пришлось бы рисковать жизнью и лазить туда на свой страх и риск? Почему бы не использовать эти подземные города в качестве, пожалуй, самого большого источника доходов от туризма в городе? Почему бы не восстановить эти объекты и для того, чтобы в случае чего, они были бы готовыми убежищами, которые не пришлось бы срочно расчищать кое-как?

    Переходя по ссылкам, я наткнулся на форум, связанный с диггерством и прочими подобными штучками. Есть в этом форуме и раздел о подземной Самаре (ссылка). Особенно меня заинтересовали ветки о карстовой Самаре и интересных городских объектах.

    Я, конечно, понимаю, что очень часто частная информация подаётся на почве слухов и богатого воображения. Но доверять нашему начальству, особенно нынешнему, у меня оснований не больше. Поэтому я вполне могу поверить и ужаснуться тому, что застройка высотки комплекса «Москва» на Московском шоссе ведётся на опасном участке.

    Несколько лет назад проезжая на машине с главным инженером одной Самарской строительной организации участок Московского шоссе от Потапова до ЦАВ, задал ему вопрос – «Почему географический центр города (ЦАВ, институт связи) не застраивается современными домами, торговыми центрами – ведь место-то лобное?» и получил такого рода ответ – «Строить здесь дома выше пяти этажей нельзя – здесь почти везде слабонесущие грунты и подземные пустоты, а здания института и ЦАВ построены с очень серьёзным фундаментом, и на островках нормальной почвы, а пятиэтажки строить фирмы не беруться – не выгодно». Сегодня имеем интересную картину – строящийся высотный комплекс «Москва» около инст. связи, застройку около Гос. универа, и в тоже время строительство коттеджей на месте старых деревянных домов. // Ссылка

    А что удивляться? Далее кто-то из участвоваших в обсуждении укажет на то, что уплотнительная застройка центра и рвение застройщиков застроить этот центр объясняется относительной благополучностью почв в том районе. Хотя, весь центр перерыт подвалами, ходами, подземельями, а потом ещё и бункерами. Да и засыпанных оврагов никто не отменял.

    Но, в любом случае, будь то центр или окраина, цель – срубить бабло на продаже участков, на продаже участков «родственным» фирмам, на строительстве высоток, не вписывающихся в исторический облик центра города (или не совсем согласующихся друг с другом в других районах), с продажи квартир или офисов в которых потом можно опять-таки срубить это самое бабло. А уж потом можно счастливо жить на средства в зарубежных банках. Испоганен ли облик центра, пойдут ли высотки под землю в полости, грохнется ли всё понастроенное по другим причинам – это господ не интересует.

    Вот такие ссылки на сегодня. Да, совсем забыл про сайт «Тайны Самары». Вы читайте, а я «поброжу» ещё в поисках интересного.

    Новое в блоге:

 


Комментарии:

По поводу Бункера Сталина и мифов о наличии ходов из него под Волгу на тот берег скажу следующее. Мне посчастливилось провести в бункере много времени в период 90-91 – излазил все, что можно. Ничего подобного там нет….
На тему Советского района могу добавить по поводу подземных вод. Дествительно все то, что сейчас Антоново-Освеенко, Книжный Рынок, Космопорт… все стоит на воде… Очень много озер там было. Яркий пример – двор школы №35 (А.Овсеенко 10 – чуть во дворы) там до сих пор из асфальта возвышаются ивы, которые в обхвате несколько метров. Выросли они явно не на песчаннике…
Максим
20 Январь, 2008 в 0:38

Я не утверждаю, что из бункера Сталина есть ход под Волгу, хотя очень многие считают, что уж ход до Вилоновской 2 есть.
Не знал, что во дворах есть школа. Хотя работаю недалеко. Озеро есть во дворе Пед. университета. Правда, оно постоянно загажено и пересохшее. Вода в нём бывает на дне только по весне и в дождливое лето. Хотя, говорят, это озеро памятник природы (официально) и на дне били ключи.
Ещё одно озеро было(?) по улице Булкина. Коллега, живущая неподалёку, сказала, что озеро при строительстве «Космопорта» было засыпано. Не проверял. Когда зимой шёл с книжного рынка в «Космопорт» «задами» видел только земляные насыпи, заросшие травой. А, может, там ещё что-то осталось? Хоть лужица?
Но уж, по крайней мере, «Космопорт» – не высотка.
andyash
20 Январь, 2008 в 9:39

Пересечение Сов.Армии/Дыбенко – частный сектор – там во дворах есть минимум два озера, довольно глубоких, я там рыбу пацаном еще ловил.
Юрич
25 Сентябрь, 2009 в 13:24

О! К Аналитику на сайт ходил. Это один из старейших диггеров Самары. Ну Медведь еще… Ты вот, если интересно будет, сходи на самарский раздел caves.ru
Mamaeff
6 Январь, 2009 в 19:51

Ну а посыл поста правильный, имхо.
Mamaeff
6 Январь, 2009 в 19:52

Аааа… Не понял сразу, что у тебя на кэйвс уже ссылка есть…
Mamaeff
6 Январь, 2009 в 19:53

Юра, это ж я год назад уже сходил по ссылке. :-D
andyash
7 Январь, 2009 в 9:24

Я сегодня был на заброшенной прих больнице, которая находится на управе… Никак не мог найти подвал и ход в подземку.. Кто знает ответьте.. Хочу попасть туда … Пишите на почту… ЖДУ
KupuJIJI
22 Март, 2009 в 1:55

Только вот Ваш почтовый адрес здесь не отображается. И боюсь, c подобными запросами нужно идти на диггерские форумы. ;-)
andyash 22 Март, 2009 в 8:33

ну можно для начала попробовать не на диггерские, а вот сюды krasnoglinskiy.ru тут инфы про здравницу (разрушенный санаторий) хватает.
Денис (второй)
22 Март, 2009 в 18:22

Как вы уже задолбади обзыывать бедный санаторий психушко ЭТО САНАТОРИЙ КРАСНАЯ ГЛИНКА (ЗДРАВНИЦА)
ВованТуз
19 Май, 2009 в 19:16

Полегче на поворотах. Я не называл санаторий психушкой. Меня вот тоже задолбали все опечатки, которые в комментариях присутствуют (в том числе, у Вас).
andyash
19 Май, 2009 в 21:44

О том, что творилось тогда в Самаре, буду писать языком оригинала из книги “Планида Степана Кожум’яки”. Сер.: Життя славетних / Упоряд. та авт. передм. Ю. Колісник. – Черкаси: Брама, 2004. – 224 с.
Из воспоминаний политзаключенного Степана Кожемякина с города Новомиргород. Украина.
…Так ми дісталися до станції Безім’янки, що недалеко від Самари.
З вагонів нас попросили й гуртами погнали в табір. Це величезний прямокутник, огороджений стовпами й обтягнутий колючими дротами в 16 рядів. Перед огорожею й за нею – низенькі стовпчики з натягнутим колючим дротом в один ряд. Нас розмістили в карантинну загороду, тобто в цьому самому прямокутникові відгородили меншу площу з викопаними землянками, і в ті землянки нас позаганяли. У кожній землянці було по душ п’ятдесят, посередині – прохід, обабіч – нари. На дошках – паморозь. Розташувалися хто де і як міг.
Розмов було мало. Всі пригнічено мовчали. Багато хто, особливо селяни, плакали. Якось до селянина із с. Кавунівки, що на Черкащині, підійшов хлопчак років 18 і співчутливо сказав: “Слушай, пахан, ну чего ты плачеш, это первые 10 лет тяжело, а там привыкнешь и будет хорошо”. Від такого зауваження всі якось аж стислися, зігнувся і я…
Почалося “нормальне табірне життя”. О п’ятій годині ранку “підйом”: хапай казанок, одержуй 600 грамів хліба й біжи до кухні за черпаком баланди (рідкий куліш, де іноді 2-3 картоплинки плаває). Шикують біля вахти бригади по 40-50 осіб і починається “розвід”. Відчиняються ворота, підводиться бригада, підраховується, скільки в ній чоловік, виводиться за ворота. Стає за ворітьми на площі, оточеній конвоїрами. Бригаду знову перелічують і пропускають вперед, за нею 2-3 стрільці. Призначені на певний будівельний об’єкт десять чи п’ятнадцять бригад оточують з усіх боків солдати і караульний начальник гукає голосно: “Ув’язнені! Крок праворуч чи ліворуч – солдат стріляє без попередження”. Усі несамохіть шикуються, а в цей час гучномовець лунко співає: “Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…”
Приводять на місце робіт у так зване оточення, група зупиняється, вартові займають пости, а ув’язнені розходяться по місцях своїх робіт. Керує роботами тільки вільнонайманий персонал. Норми досить тяжкі.
З початком війни всіх політичних ізолювали в середині табірного прямокутника, огородженого колючим дротом. У тій загорожі ми копали землянки, в яких довелося жити. Ця загорожа ще й додатково охоронялася. Вихід із неї був суворо заборонений. Харчували тут гірше, аніж решту табірників. Це дуже виснажувало. Вмирало щодня багато людей, а решта – ледве животіли. Писали заяви, щоб відправили на війну, але політичних туди принципово не брали.
Велику кількість ув’язнених сконцентрували для будівництва крекінг та авіазаводів, щоб постачати на фронт штурмові літаки “ІЛ-14” та “ІЛ-15 ”. Нас ізвезли близько 160000. Ми копирсалися, як мурашки під землею й на землі. Чого тільки не робили. Умови були жахливі. Норми – непосильні. Скажімо, щоб заробити вечерю, а на другий день сніданок і обід, треба було вивезти 13,6 кубометрів землі. А як прикинути, що куб землі важить півтори тонни, то скільки це треба тонн землі викопати й перекинути лопатою. Не раз сорочка зотлівала від солі.
З харчуванням ставало все гірше й гірше. Почалося недоїдання. У свої права вступали дистрофія й подагра. Ув’язнені почали вмирати сотнями. Їжа така: як виріжуть головки капусти – залишаються миски з листя, то ті капустяні рештки разом із качанами сікли в січкарні, варили, присолювали й давали їсти. В’язні одержували по 400 грамів хліба, а зрідка 600 грамів чорного. Свою пайку треба було тримати за пазухою, бо її могли видерти або вкрасти.
Настала зима. Почалися морози. Смертність підвищилася. Майже щодень з намету виносили по одному мертвому. Для того, щоб копати ями на трупи, вивозили ув’язнених – давали по 0,5 пачки махорки. На цвинтарі накопичувалися штабелі мертвяків. Їх кидали у сяк-так викопані ями, прикидали грудками й землею.
Прийшла весна. Почали з’являтися вовки й розгрібати ті ями та гризти трупи. З Гаврилової Поляни було чути виття й несло страшним смородом. Дійшли чутки, що про це довідались десь за кордоном і зажадали дозволу оглянути ці місця, що воно там робиться. Підтвердженням чуток було те, що на цвинтарі появилися великі бульдозери, які рили глибокі рови, куди скидали людські рештки, а після цього все переорали й чимось засіяли.
Населення таборів тануло надзвичайно швидко. Станом на 1944 рік із 160000 в’язнів живими залишилося п’ять-шість тисяч. Більшість – ледве животіли – сама шкіра й кістки, а на роботу виводили. Міркували про справедливість, демократію і мовчки вмирали, проте заводи були збудовані. Приїздив і Коккінакі випробовувати літаки.
Знесилився і втратив працездатність. Лежав у наметі. На видужання надій не було. У мене від цинги почали хитатись і випадати зуби, а на ногах з’являтися темні плями. Лежав я на нарах і мислив: “Якщо кожен день умирає по одному, то ця доля спіткає й мене. Це не пізніше як через 30 днів”.
Минув тиждень. У намет увійшло 4 особи – начальник табору, якийсь військовий, начальник санчастини і ще якась людина. Військовий запитав: “Де він?” Прибіг нарядчик і показав на мене. Вони стали поруч. “Його треба піднять”… …
Стан мого здоров’я вирівнювався дуже поволі. Місяців через півтора я став на ноги… Нічний лікар пояснив мені, що десь треба терміново накладати торкретбетон, а фахівців, щоб організувати цю справу нема. Довідавшись, що я керував такими роботами й заходилися мене лікувати…
Незабаром був переведений працювати на об’єкти “А” і “Б”, що допомогло мені далі вижити. Об’єкт “А” – це величезна радіостанція з височезною радіощоглою, яка повинна була замінити московську радіостанцію, на випадок окупації Москви. Об’єкт “Б” – величезне підземне сховище, куди повинен був переселитися уряд із Москви. Між іншим, чотирьохмоторний літак зачепив ту щоглу, впав і щоглу звалив. Довелося робити її заново. На об’єкті “Б” велися складні підземні роботи. Ув’язнених туди скеровували за спеціальним відбором…
Нам було доручено торкретувати підземні сховища – довгі анфілади великих склепінчастих приміщень, які для забезпечення від просякання ґрунтових вод через бетон потрібно було торкретувати, тобто бетон покривати 2-3-сантиметровим шаром спеціального бетону (торкрету), який не пропускає ні рідини, ні газів. Крім того, для заповнення порожнин поза стінами і склепіннями сховищ довелося ін’єктувати у спеціальні отвори у стелі приміщень високомарочне цементне молоко за допомогою апаратів Рудермара та смоків Колосовського. Інженер, який повинен був працювати зі мною, не дуже розумівся в цих справах, і тому уважно приглядався до мене, бо я мав досвід у таких роботах. Ми завжди були разом, якось начальник будівництва навіть зауважив, що це два брати. Тут, звичайно, було легше і харчі кращі.
Об’єкт був грандіозний, досить сказати, що над головним приміщенням побудови клалась 12-16-метрова армована бетонна плита, 2-3 метри піску, зверху – півметра чорнозему й застелялося моріжком, та ще й садилися кущі. Приміщення забезпечувались опаленням, електросвітлом, вентиляцією, водопостачанням, каналізацією. Виходи з них були галерейні – метра 1,5 завширшки і 2,5 заввишки (під прямим кутом). Проти коридору, що вів на вихід, у залізобетонній стінці закладався тонкий цегляний простінок, за яким – у декілька метрів повітряна подушка. Двері в галерею – стальні, подвійні, 10-12-сантиметрові. Вихід – у якийсь яр, де були такі самі двері на 4-х спеціальних замках. Усе це закидалось гілляччям, дровами, терміттям. Табір суворо охоронявся…
Війна затяглася. Не вистачало авіабензину. У Сполучених Штатах за велику ціну був куплений завод для виготовлення бензину всіляких марок, побудований за останнім словом техніки. За угодою цей завод американці повинні були перевезти повністю в СРСР. І дійсно, перевезли до дрібниці. Керувати будівництвом приїхало 6 інженерів з Америки…
Узнать больше: ***
Юрий
31 Май, 2009 в 15:15

Эх, ещё бы по-русски. Понятно, что про политзаключённых в Самаре и их жизнь здесь. Но вот без подробного прочтения непонятно, какое отношение текст имеет к подземному строительству в Самаре. Там есть что-то про это? А ссылка не открывается. Вот эту надо было кидать: ***.
andyash
31 Май, 2009 в 18:37

Да, действительно, ваша ссылка рабочая. Здесь выложена книга об украинском инженере-автодорожнике, строителе железобетонных конструкций Степане Демидовиче Кожемякине (1898-1989) – прокладчике автодорог, создателе многих мостовых сооружений в Сибире и на Украине. Технарь и гуманитарий в одном лице. Своего времени (в 1928 г.) человек окончил Одесский институт народного образования – филологический и социологический факультет. Был репрессирован за политические убеждения. Окончил Харьковский автодорожный институт. Диплом получил в Москве в 1937 г. Опять – арест. Прошел весь ад Самарлага. Чудом уцелел благодаря владению технологии торкретбетона. Пришлось работать и на строительстве бункера Сталина (хотя вообще то политзаключенных туда не брали). Далее – ссылка в Красноярский край. В общей сложности отсидел 22 года. Реабилитирован. После возвращения в Украину (с 1954 по 1976 год) Кожемякин работал главным инженером при прокладке автотрассы Черкссы-Умань-Винница (около 500 км), а также на сооружении мостов (около 10) через реку Большая Высь в Кировоградской области. Еще Дед Степан много читал. Очевидцев поражала его осведомленность, широкое мировоззрение и глубина знаний разных сфер – начиная с техники и кончая всемирной историей, политикой, литературой. Вообще то – Человек-легенда…
Интересно? – смотри сайт Красноярского общества «Мемориал» (29.05.09) ***.
Юрий
1 Июнь, 2009 в 23:47

сайт тайны самары (***) очень понравился!
Whiter
9 Март, 2010 в 17:35

Архив:

Рекомендую:

О блоге:

Соцсети:

 


Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru

Продающие страницы — Land-Page.ru

Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.