Записки самарского обывателя Жизнь в Самаре |
Лицемерный монополизм30 января 2008 года Читаю тут об отмене (или приостановке) движения частного поезда на Москву («Тверского экспресса»). Не смотря на радикальное снижение цен (даже, где-то, ниже стоимости проезда в «Жигулях»), проект оказался нерентабельным. Но это ведь было ясно уже с самого начала. Причина тому — крайне неудобное расписание. Так вот, в конце статьи есть такой пассаж:
Какое же лицемерие из уст железнодорожного монополиста! Прибытие поезда в конечный пункт посередине дня (при том, что «свои« поезда прибывают в Москву рано утром) — они называют «достаточно удобным». Цветёт и пахнет монополизм в стране родной. А налогоплательщики оплачивают работу целого антимонопольного ведомства, которое, обычно, не разбирательством с монополиями занимается, а популистско-показательными порками «заказанных» компаний и отдельными показательно-отчётными делами. В России присутствует государственная монополия на пассажирские железнодорожные перевозки в лице АО «Российские железные дороги». «Преобразование» Министерства путей сообщения в акционерное общество, наверное, лишь позволило более вольно обращаться с государственной собственностью. Просто это преобразование произошло ещё до расцвета новой формы преобразовательства — госкорпораций, а то была бы у нас сейчас ещё и госкорпорация железнодорожников. Не может быть конкуренции в условиях, когда деятельность конкурирующих компаний наполовину (и даже больше) определяется какой-то одной компанией. У нас рельсы принадлежат «РЖД», которая же утверждает графики движения. Это понятно, ведь нельзя, чтобы по одним рейсам все ездили в удобное для себя время. Выхода два. Либо прокладывать альтернативные рельсы. Либо разделить рельсовладение и перевозочный бизнес. Первый вариант представляется крайне маловероятным (по крайней мере, в рамках всей страны). А вот второй вариант мог бы быть вполне действенным при соблюдении ряда условий. Итак, «РЖД» занимается исключительно организацией самих пассажирских (грузовые я не обсуждаю сейчас) перевозок — формированием поездов, поездных бригад, составлением своего примерного расписания, движением поездов по маршрутам и обслуживанием пассажиров от кассы до выхода из поезда. Здесь ещё есть вопрос о собственности вокзалов и станций, но это, пока, вопрос сторонний. Можно их в составе «РЖД» же и оставить. Хотя, аэропорты же принято отделять от авиакомпаний для оптимизации бизнеса и тех, и других. Той же организацией пассажирских перевозок занимаются и другие компании. А вот рельсы находятся в управлении компании или государственного регулирующего органа (как раз чистой воды Министерство путей сообщения — практически дословный смысл наконец-то). Этот орган предоставляет пути компаниям, занимающимся перевозками. Этот орган должен аккумулировать примерные расписания перевозчиков и согласовывать их таким образом, чтобы все оставались примерно довольны. Ведь согласования понадобятся лишь на основных, конкурентноспособных маршрутах. Таким образом, «РЖД», как одна из компаний, не может диктовать, кому из остальных перевозчиков и когда ездить по рельсам, которые «РЖД» не принадлежат. Проблема заключается только в том, что «РЖД» — компания с практически полным государственным участием. В таких условиях, понятно, на чью сторону будет вставать регулирующий путевладелец — государство. Решить эту проблему можно приватизацией «РЖД». Однако, это тянет за собой проблему организации социальных перевозок по нерентабельным маршрутам, которые частник вряд ли станет осуществлять. Впрочем, это уже другая тема. Новое в блоге:
Комментарии:мимопроходила // 30 Январь, 2008 в 7:17 andyash // 31 Январь, 2008 в 11:42 мимопроходила // 31 Январь, 2008 в 7:06 andyash // 31 Январь, 2008 в 9:31 |
Архив:Рекомендую:О блоге:Соцсети: |
Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru
Продающие страницы — Land-Page.ru
Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.