Записки самарского обывателя
Жизнь в Самаре
Главная > 2008 > Лицемерный монополизм

 

 

Лицемерный монополизм

30 января 2008 года

Лицемерный монополизм

    Читаю тут об отмене (или приостановке) движения частного поезда на Москву («Тверского экспресса»). Не смотря на радикальное снижение цен (даже, где-то, ниже стоимости проезда в «Жигулях»), проект оказался нерентабельным. Но это ведь было ясно уже с самого начала. Причина тому — крайне неудобное расписание.

    Так вот, в конце статьи есть такой пассаж:

    «С самого начала было понятно, что из-за этого у «Тверского экспресса» могут быть проблемы, отметил Николаев. Если график не поменяется, говорит Поддавашкин, заполняемость поездов останется на уровне 30%. Он считает, что рентабельными перевозки станут при загруженности в 70-80%. Рахаев пояснил, что расписание «Мегаполиса» определили в РЖД. А в пресс-службе КбшЖД выделенную «Мегаполису» нитку графика назвали «достаточно удобной» (выделено мной)».

    Какое же лицемерие из уст железнодорожного монополиста! Прибытие поезда в конечный пункт посередине дня (при том, что «свои« поезда прибывают в Москву рано утром) — они называют «достаточно удобным».

    Цветёт и пахнет монополизм в стране родной. А налогоплательщики оплачивают работу целого антимонопольного ведомства, которое, обычно, не разбирательством с монополиями занимается, а популистско-показательными порками «заказанных» компаний и отдельными показательно-отчётными делами.

    В России присутствует государственная монополия на пассажирские железнодорожные перевозки в лице АО «Российские железные дороги». «Преобразование» Министерства путей сообщения в акционерное общество, наверное, лишь позволило более вольно обращаться с государственной собственностью. Просто это преобразование произошло ещё до расцвета новой формы преобразовательства — госкорпораций, а то была бы у нас сейчас ещё и госкорпорация железнодорожников.

    Не может быть конкуренции в условиях, когда деятельность конкурирующих компаний наполовину (и даже больше) определяется какой-то одной компанией. У нас рельсы принадлежат «РЖД», которая же утверждает графики движения. Это понятно, ведь нельзя, чтобы по одним рейсам все ездили в удобное для себя время.

    Выхода два. Либо прокладывать альтернативные рельсы. Либо разделить рельсовладение и перевозочный бизнес. Первый вариант представляется крайне маловероятным (по крайней мере, в рамках всей страны). А вот второй вариант мог бы быть вполне действенным при соблюдении ряда условий.

    Итак, «РЖД» занимается исключительно организацией самих пассажирских (грузовые я не обсуждаю сейчас) перевозок — формированием поездов, поездных бригад, составлением своего примерного расписания, движением поездов по маршрутам и обслуживанием пассажиров от кассы до выхода из поезда. Здесь ещё есть вопрос о собственности вокзалов и станций, но это, пока, вопрос сторонний. Можно их в составе «РЖД» же и оставить. Хотя, аэропорты же принято отделять от авиакомпаний для оптимизации бизнеса и тех, и других. Той же организацией пассажирских перевозок занимаются и другие компании.

    А вот рельсы находятся в управлении компании или государственного регулирующего органа (как раз чистой воды Министерство путей сообщения — практически дословный смысл наконец-то). Этот орган предоставляет пути компаниям, занимающимся перевозками. Этот орган должен аккумулировать примерные расписания перевозчиков и согласовывать их таким образом, чтобы все оставались примерно довольны. Ведь согласования понадобятся лишь на основных, конкурентноспособных маршрутах.

    Таким образом, «РЖД», как одна из компаний, не может диктовать, кому из остальных перевозчиков и когда ездить по рельсам, которые «РЖД» не принадлежат.

    Проблема заключается только в том, что «РЖД» — компания с практически полным государственным участием. В таких условиях, понятно, на чью сторону будет вставать регулирующий путевладелец — государство. Решить эту проблему можно приватизацией «РЖД». Однако, это тянет за собой проблему организации социальных перевозок по нерентабельным маршрутам, которые частник вряд ли станет осуществлять. Впрочем, это уже другая тема.

    Новое в блоге:

 


Комментарии:

мимопроходила // 30 Январь, 2008 в 7:17
Про монополизм РЖД предпочитаю не говорить, т.к. тема эта очень сложная.
Хочу просто напомнить, что Гранд Экспресс давно и успешно курсирует. Правда, это поезд сильно повышенной комфортности :) И у “Тверского экспресса” поезда между Мск и Спб никто отменять не собирается. Да и про Самару с Казанью представители компании говорят “ну, в феврале точно не будет”, а потом вполне возможно.

andyash // 31 Январь, 2008 в 11:42
Они так говорят, потому что надеются на изменение расписания в летний период. В СМИ писали, что на лето ими подана заявка на более выгодный слот.
Но монополизм РЖД останется и при “Гранд Экспрессе” с “Тверским”, так как частники обслуживают лишь столичные да, может, пару “миллионных” маршрутов. А вся остальная страна – царство РЖД.

мимопроходила // 31 Январь, 2008 в 7:06
Даже не на летний, они еще до НГ писали, что возможно в мае будет новое расписание.
Если царство РЖД кончится, я не думаю, что смогу доехать туда, куда мне надо. Туда и при РЖД-то прицепные вагоны не всегда ходят.
В общем, лучшее враг хорошего, и мне бы не хотелось резкой размонополизации РЖД -)
Хуже будет. Особенно как представлю это ведомство, заведующее рельсами…

andyash // 31 Январь, 2008 в 9:31
Я и оговорился в заметке, что в размонополизации, а, главное, в полном разгосударствлении РЖД таятся свои минусы.
А что вам представляется такое грозное и ужасное в рельсоведомстве?)

Архив:

Рекомендую:

О блоге:

Соцсети:

 


Блог создан в 2007 г. © Записки самарского обывателя | Создание блога — Seoded.ru

Продающие страницы — Land-Page.ru

Использование текстов и/или фотографий возможно исключительно с указанием на источник («Самарский обыватель») и гиперссылкой на сайт или статью-источник. Использование фотографий в печатных и электронных СМИ без разрешения автора не допускается.