Отзывы на гостиницу, отдых, турфирму — замечательная штука, позволяющая воспользоваться чужими ошибками и избежать собственных. Однако ситуацию с ними можно описать фразами «Хотели как лучше, а получилось как всегда» или «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему». Другими словами, зачастую, отзывы туристов начинают выполнять роль не информации, а ДЕЗинформации, то есть попросту вводят в заблуждение. О том, как правильно «готовить» отзывы, мы и поговорим в этой заметке.
Отзывы на «УАЗ Патриот»
Начну, как водится, с собственных историй.
Первой моей машиной был «УАЗ Патриот». Специфическая такая техника.
Это авто обладает безусловной харизмой и влюбляет в себя. До сих пор о нём с ностальгией вспоминаю. Но! Ломалось в нём всё, что только можно. И что нельзя — тоже ломалось. Некоторые экзотические поломки удивляли даже видавших виды мастеров автосервисов. Как, например, отломившаяся ручка открывания капота (её, кстати, даже у официального дилера заказать не удалось, пришлось мастерить самодельную).
Спустя два года, выбирая новый автомобиль, я сидел и изучал отзывы о разных моделях. Ну, и попутно решил почитать отзывы про «УАЗ Патриот». Гм… был неожиданно удивлён.
Судя по отзывам, я был ЕДИНСТВЕННЫМ владельцем «Патриота», у которого что-то с машиной было не в порядке. Такого количества восторженных впечатлений и высоких оценок не было, пожалуй, даже у премиум-марок (вроде «Лексуса»).
Я, конечно, делаю скидку на то, что я был одним из первых покупателей «Патриота» (предзаказ был сделан ещё до начала официальных продаж) и конкретно мой «Патриот» был, вероятно, «сырой». Но главная причина, всё-таки, не в этом.
Возвращаемся к фразе «Машина — харизматичная и влюбляет в себя». А как можно написать что-то плохое, о том что любишь :-)
В общем, отзывы на «УАЗ Патриот» были, конечно, интересные, но объективность их хромала на обе ноги.
Отель на берегу очистных сооружений
Вторая история уже из области туризма.
Знаю один отель премиум-уровня: куча положительных отзывов на разных сайтах, звёзды эстрады в нём останавливались. Я этот отель тоже хотел сдавать и даже предварительно договорился о просмотре, но… Не дошёл до него.
Потому что на подходе обнаружил, что стоит отель на берегу очистных сооружений. И я понял, что сдавать такой вариант не смогу.
А рейтинги у него, напомню, высочайшие. И на сайтах отзывов, и на различных системах бронирования.
После этого я вообще стал с опаской относиться к отзывам у отелей и гостиниц.
Расстояние от гостиницы до моря
Третья история — о классическом «расстоянии от гостиницы до моря».
Я живу в курортном городе, но на окраине. Пешком до моря, умеренно-бодрым шагом — где-то 30 минут. И вот однажды на пляже я разговорился с отдыхающими, которые жили аккурат на полпути между моим домом и пляжем (то есть реальных 15 минут ходьбы где-то).
Ну, разговоры о том, о сём, как нравится Крым и т. д. И вот, в общем, всё классно, но уж больно далеко от моря мы жильё сняли. До пляжа у нас уходит минут 40 ходьбы, поэтому стараемся ездить на автобусе.
В этом месте я глубоко задумался. Потом переспросил ещё раз название гостиницы, в которой они живут, и задумался ещё раз :-)
В принципе, мы уже привыкли, что современные люди вообще не могут ходить. Это смешно, но бывает, что приезжает семья: мама, папа, взрослый ребёнок и бабушка. И вот бабушке полчаса до моря — абсолютно нормально, а всем остальным — «ДА ВЫ ЧТО! МЫ СТОЛЬКО ХОДИТЬ НЕ БУДЕМ!».
И вот вопрос: насколько ценным и объективным будет отзыв от отдыхающих, которые, живя, практически, у моря, умудряются на него на автобусе ездить?
Отзывы про «грязное» море
Ещё одна группа псевдоинформативных отзывов связана с природными факторами. Только люди этого, почему-то, не понимают.
Иногда приходится слышать «А вот мы прочитали, что там-то и там-то — море грязное». Так и хочется спросить: «А не было там написано, кто этот гад, который море "грязнит"?». Потому что чистота моря зависит от погоды.
Шторм поднимает песок и делает воду мутной, а также выбрасывает на берег водоросли, которые дают полезный, насыщенный йодом, но не совсем приятный аромат.
Дождь смывает в море пыль со всех прилегающих холмов, что тоже не добавляет чистоты.
Один раз, у нас в течение недели невозможно было зайти в воду: плотным слоем вдоль берега плавали пластиковые бутылки и прочий мусор. Причина, не поверите, была в том, что, за 10 дней до этого, в Европе были крупные наводнения. Дунай, находящийся от нас за полтыщи километров, принёс весь этот хлам, который, чуть позднее, доплыл и до крымских берегов.
Медузы — ещё одна тема для отзывов. Собственно, я не знаю причин их массового появления или исчезновения, но могу точно сказать, что они не живут постоянно на одном месте. Тоже погодно-природный фактор. При этом, каждый год приходится слышать «По отзывам, в этом посёлке много медуз, мы туда не хотим».
Мест без плохих отзывов не существует
Некоторые туристы, слишком детально изучающие отзывы, загоняют себя просто в тупиковую ситуацию. Выясняется, что мест без плохих отзывов не существует.
То есть вот мы предлагаем варианты, клиент сразу же лезет «рыть» Интернет и они, один за одним, разбиваются о найденный негатив. Получается что-то вроде:
- — а здесь — мусорные баки рядом с отелем;
- — а здесь пишут, что дорога — тёмная и фонари не горят;
- — а здесь — вокруг некрасиво;
- — а тут — дорога близко;
- — а тут — шумно;
- — а тут — горка;
- — а тут — когда-то кому-то из туристов на ресепшене нахамили.
На десятом варианте, я посоветовал туристам отказаться от Крыма и ехать в Болгарию или Грецию (хотя, с таким подходом, думаю, и там тоже будет плохо). После этого людей «попустило» и они начали прислушиваться к моим советам. Всё-таки, я эти отели сдаю не первый год и знаю, что оттуда люди довольными уезжают.
Все отзывы — субъективны
Доля субъективности в отзывах просто огромна.
Все люди — разные. Кто-то, из-за отсутствия шампуня в номере, устроит скандал на ресепшене, а кто-то — сходит до магазина и даже не задумается над тем, что его как-то ущемили. Так рождается негатив там, где его, по сути, и нет вовсе.
Психологически, люди склонны хвалить свой выбор и рекомендовать его другим. Так гостиницы из серии «Третий сорт — не брак» вполне могут получить высокие оценки. Кому-то там понравилось, а вам может показаться просто «ужас-ужас».
Итого, когда я изучаю отзывы для себя, я каждый раз стараюсь представить человека, который этот отзыв написал, посмотреть его глазами, а потом примерить это на себя. То, что для одного — недостаток, для другого — может и вовсе оказаться преимуществом.
Так что отзывы — действительно необходимая информация, но их нельзя воспринимать буквально. Подходить к изучению отзывов нужно вдумчиво. И тогда они окажутся действительно полезными.
Забронировать отель с отзывами:
Отзывы:
Полезные статьи:
Авиабилеты на популярные направления: |